Бесконечное пространство равнины



Картина Гро, и в особенности фигуры зачумленных, сыграли в дальнейшем большую роль в развитии реалистических тенденций французского искусства, в частности у Жерико и Делакруа. Здесь не может быть речи о случайных аналогиях; глубокое воздействие живописи Гро на обоих художников не подлежит сомнению. Мы знаем, что Жерико обожал Гро, он стремился иметь его копии. Так же ясно обнаруживается и влияние Гро на Делакруа; последний всю жизнь был горячим поклонником Гро.

Не менее значительно и другое названное нами выше полотно Гро «Наполеон при Эйлау». Перед зрителем расстилается бесконечное пространство равнины, где недавно еще шумела битва; сумрачное, мглистое небо, нависшее над снежными сугробами, дымы пожарищ, встающие в отдалении. Наполеон, в сопровождении маршалов, проезжает по полю битвы; однако, как и на картине «Зачумленные в Яффе», подлинное значение картины не в изображении Наполеона и его свиты где есть ряд удачных портретных характеристик - Мюрата, Даву, Бертье, Сульта, Коленкура, Бессера, а в изображении убитых, умирающих, коченеющих на снегу солдат, корчащихся в предсмертной агонии или собирающих последние усилия, чтобы протянуть к Наполеону руки с мольбою о помощи.

Гро сумел не только правдиво передать богатство психологических эмоций, но и схватить в характеристике побежденных разнообразие национального типажа. Его кисть нашла здесь силу, выразительность, свежесть, необычные для ученика Давида; отдельные куски, например, трупы погибших, полузанесенные снегом, на первом плане картины, принадлежат к самому сильному, что дал реализм XIX века.


<<< Изображение пораженных страшной болезнью людей

Еще одна черта искусства >>>

<<<Оглавление>>>