Отступлении из России



Рядом занесенное снегом дуло брошенной пушки, сломанное колесо орудийного лафета. Буассар беспощаден в показе страшных деталей (выпученные глаза, оскал зубов одетого в отрепье переднего трупа), он бьет по нервам зрителей, он дает потрясающий синтетический образ гибели великой армии. В картине Буассара уже нет и следа поэтизации, апологии войны. Художник выступает в роли разоблачителя, показывающего подлинный лик этого бича человечества.

Продолжателем Гро является и Шарле в своем «Отступлении из России». И выбор и трактовка темы показывают, что художником руководило не стремление героизировать прошлое, а желание дать подлинный, правдивый образ великой трагедии. Снова занесенные снегом равнины России; стужа, гонимые ветром тучи, одинокие силуэты деревьев; жалкие остатки повозок, орудий, трупы людей и животных усеивают весь путь отступления; по дороге бесконечной змеей, извивающейся и теряющейся на горизонте, понуро движется «великая армия», обессиленная голодом, болезнями, страданиями, лишенная признаков дисциплины, покинутая своими полководцами, «со смертным отчаянием в душе». Глубоко потрясенный картиной, Альфред де Мюссе дал ее красноречивое описание в «Revue des Deux Mondes».


<<< Картина человеческого бедствия

«Встреча императоров» (Лувр) >>>

<<<Оглавление>>>