Художники на воспевание «подвигов»



После падения Наполеона на сцену выступили новые хозяева страны. Начинается мрачная эпоха Реставрации. Больше не слышно о походах, сражениях, об эфемерном блеске военной славы. Один из немногих, Гро пробует снова искать вдохновения в действительности. Однако красочное, романтическое «Отплытие герцогини Ангулемской» (1819, Музей в Бордо) и тем более «Людовик XVIII, покидающий Тюильри» (1817, Музей в Версале) бесконечно далеки от героики его наполеоновской эпопеи. Уже самая мысль избрать темою «героического» полотна отъезд, то есть просто бегство Людовика из Тюильри при известии о приближении Наполеона, кажется двусмысленной: эпоха Реставрации была поистине лишена всяких возможностей вдохновить художников на воспевание ее «подвигов». После 1820 года Гро уже не пишет исторических полотен.

Была и другая причина, почему Гро отказался от попытки продолжать живописную эпопею современности. Его старый учитель Давид, мнения которого продолжали пользоваться непререкаемым авторитетом в глазах последователей, вынужден был, как мы уже говорили, переселиться в Бельгию. Во главе «школы» хранителем традиций классицизма Давид поставил Гро, наиболее одаренного из своих учеников, твердо убежденный как в его личной привязанности, так и в верности Гро принципам школы.


<<< «Встреча императоров» (Лувр)

Свое настоящее место... >>>

<<<Оглавление>>>