Свое настоящее место...



Из своего брюссельского изгнания Давид пишет ему письмо, убеждая его вернуться на стезю истинной классической живописи: «Есть ли у вас все еще намерение писать большую историческую картину? Я думаю, что да. Вы слишком любите свое искусство, чтобы придерживаться пустых сюжетов, писать картины на случай. Потомство, мой друг, более сурово, оно потребует от Гро прекрасных исторических картин. Кому, скажет оно, как не ему, следовало представить Фемистокла, производящего посадку на судно доблестной афинской молодежи. Почему Александр, спасающий в возрасте восемнадцати лет своего отца Филиппа от грозящей ему опасности, не был изображен Гро? Если бы он пожелал держаться Рима, почему не написал он Камилла; показывающего высокомерие Бренна; мужество Клелии, идущей к Порсенне в его лагерь; Муция Сцеволу; Регула, возвращающегося е Карфаген и покидающего Рим, хотя и убежденного в неизбежности ожидающих его мучений, и пр., и пр.

Бессмертие считает ваши годы. Не привлекайте на себя его упреков. Беритесь за кисти, создавайте великое, чтобы занять свое настоящее место... Не следует пренебрегать Феагеном, Харликлеей, Дафнисом и Хлоей тем более; Фаон и Сафо могут представить интерес, а также ряд красивых романов IV века». (Из письма Давида к Гро от 22 июня 1820 г.) И еще цитата: «Время движется, мы стареем, и вы еще не написали того, что называется исторической картиной. Покуда у вас и талант и годы, прилично ли вам вечно ожидать? Скорее, скорее, мой друг, беритесь перелистывать вашего Плутарха» (письмо Давида).


<<< Художники на воспевание «подвигов»

Сюжеты новейшей истории >>>

<<<Оглавление>>>