Художник не побоялся



Несомненно, сюжет, историческая трагедия, развертываемая на полотнах Делакруа, играет в общем балансе произведения гораздо большую роль, чем это было у Девериа. Зритель захвачен, потрясен мрачным величием происходящей сцены. Только что покатилась вниз отрубленная голова мятежного дожа, его бездыханное тело распростерто на покрытых багровым покрывалом ступенях гигантской лестницы. Все как бы застыли в ужасе: недвижим палач, с его незабываемым профилем, застыли члены Совета десяти и толпа нобилей наверху лестницы, и лишь старейшина, высоко подняв меч, возвещает о совершении казни и о допуске народа. Справа внизу мы видим смущенные лица впущенных, глядящих на бездыханный труп того, кто хотел стать во главе народа и уничтожить тиранию венецианской знати.

Картина построена с необычайной смелостью. Художник не побоялся дать в центре полотна мраморные ступени гигантской лестницы - это был вызов, брошенный в лицо классикам. И вместе с тем, как он оправдан! Это белое пятно посередине полотна создает ту необходимую трагическую паузу, то напряжение, которое держит и насыщает всю композицию. Оно резко делит композицию на две части: внизу поверженным дан бунтовщик л те, которых он хотел поднять на восстание; наверху могучей лестницы, под сенью великолепного портала, гигантских стягов и мрачных росписей - вся традиционная власть Венеции с ее богатством, надменностью и пышностью.


<<< К логическому центру картины

Картина Делакруа бесконечно выше >>>

<<<Оглавление>>>