Спина девушки первого плана



Делакруа переходит в этой картине как и в «Правосудии Траяна», о чем ниже к новой манере живописи, зачатки которой, впрочем, намечались и ранее; он отказывается от слитной красочной поверхности и пишет раздельными ударами кисти, перекрещивает их, моделируя объем, он кладет плотные слои краски, он впервые здесь с подобной смелостью применяет свою теорию рефлексов (дополнительных тонов). В этом отношении обнаженная спина девушки первого плана прославлена в истории мировой живописи.

Картина пострадала от времени, многие тона ее потемнели, но и теперь она еще представляет несравненное по роскоши зрелище: оливково-зеленые, коричневые и голубые одежды лежащей слева женщины, пурпуровые и фиолетовые одежды старика, умоляющего о пощаде, розовые и светло-коричневые одежды его дочери, переливы тончайших нюансов обнаженной спины девушки, написанная лиловыми тонами лошадь Бодуэна и великолепие сине-зеленых вод моря не забудет глаз видевшего их однажды живописца. Среди этой симфонии поющих и перекликающихся красок особенно выразительны лиловые и синие тона. Мы помним, что писал Делакруа о значении красок, помним утверждение так хорошо знавшего его Сильвестра, говорившего, что Делакруа умел представить цветом человеческие страсти, что он «извлекал из фиолетовых тонов глухие рыдания», и все же должны сознаться, что несравненное красочное великолепие «Крестоносцев» в известной степени отвлекает внимание зрителя от темы, снижает впечатление от ужаса изображенных сцен и переключает сюжетно-смысловое восприятие картины на наслаждение самой живописью, полнотой и роскошью цвета.


<<< Для прославления «победоносного» оружия

Обращаясь к античным сюжетам >>>

<<<Оглавление>>>