Костюм оруженосца короля

В постановках «Каменного цветка» и «Легенды о любви», «Севильского цирюльника» и «Лоэнгрина» осуществился синтез различных принципов художественного оформления сцены, выработанных в процессе развития театрально-декорационного искусства. Декорации конструктивные и живописные, типа панно и типа единой картины, описательно-повествовательные и иносказательно-метафорические ранее нередко противопоставлялись друг другу как нечто взаимоисключающее. В пылу полемики сторонники тех или иных решений порой доходили до абсолютного отрицания противоположных тенденций, до взаимных обвинений в формализме или натурализме. Своими спектаклями, поставленными после 1956 года, Вирсаладзе доказал, что разные тенденции могут не только существовать в нашей культуре наряду друг с другом, но и сочетаться, синтезироваться в одном и том же произведении. Это усиливает многообразные возможности искусства, обогащает выразительные средства.

Освоив новые принципы оформления сцены, Вирсаладзе попытался применить их к своим старым спектаклям. Он пересмотрел некоторые свои прежние решения и создал новые версии оформления «Семи красавиц», «Спящей красавицы», Дон Жуана». Однако эти опыты показали, что на прогрессивном пути развития нашего театрально-декорационного искусства могут быть не только завоевания, но и своего рода «накладные расходы», «издержки производства». Их не было в оригинальных спектаклях Вирсаладзе нового периода, но они появились в возобновленных. Демонстрация прогрессивных принципов здесь нередко оказывалась существеннее конкретных художественных результатов. Первым таким спектаклем была постановка «Семи красавиц» Кара Караева в Новосибирском театре оперы и балета (балетмейстер П. Гусев, 1963).


<<< Окружение героев

Конструктивные и живописные декорации >>>

<<<Оглавление>>>