Бытовые и фантастические сцены

Два акта спектакля «цементируются» также и постоянным присутствием Дроссельмейера, все время находящегося как бы в подтексте происходящих событий, и куклами, сопровождающими героев на их пути, и «сквозным» для всего спектакля образом новогодней елки, каждый этап путешествия по которой оказывается вехой духовного развития и роста героев. В осуществлении всех этих задач балетмейстеру помог художник. В сравнении со старой ленинградской постановкой оформление «Щелкунчика», поставленного Ю. Григоровичем, внешне более скромно, менее нарядно и парадно. Это связано с тем, что в спектакле Григоровича акцент перенесен с внешней декоративности на психологическое и драматическое содержание. Вместе с тем новое изобразительное решение является более обобщенным, менее детализированным, чем прежде. И это также не случайно, а продиктовано обобщенностью крупных хореографических форм, лежащих в основе этой постановки «Щелкунчика». Портальная рама со звездами (черными по серебристому фону, серебристыми- по черному) и арлекином из красного и черного фестонов со шнуром и кистью, являясь постоянным элементом оформления, образует как бы обрамление сцены детского театрика. Это обрамление вводит в детский и кукольный мир спектакля, заставляя воспринимать его как своеобразный театр в театре, а тем самым подчеркивает иносказательно-метафорический смысл балета.

Мышление художника и балетмейстера идет здесь по общему пути. Об этом говорит уже самое начало - сцена сбора гостей на елку. В постановке Вайнонена она давалась на фоне декорации, изображавшей улицу перед домом Штальбаума, и имела бытовой характер. Григорович превратил ее в экспозицию гостей, намечающую главный принцип пластического решения (танцевальная полифония и симфонизм). И в этом ему помог художник, создавший специальный занавес, оригинальный и глубоко принципиальный по своему художественному значению (мы видим его в начале и конце первого акта, а также в конце всего спектакля).


<<< Философское произведение

Мышление художника и балетмейстера >>>

<<<Оглавление>>>