Картина новогоднего замысла

В первых двух картинах декорация представляет собой изображение в масштабе всей сцены средней части елки, словно выросшей до таких гигантских размеров, что не видны ни основание ее, ни вершина. И на темном фоне ее раскидистых лап - красные, розовые, голубые, серебряные шары, звезды, гирлянды и другие елочные украшения. При этом колорит первой картины более прозрачный и светлый, соответствующий пасторальной музыке начала второго акта и счастливо-радостным танцам кукол, а второй - более плотный, насыщенный, темный: здесь развертываются драматические события последнего боя мышей и Щелкунчика, а также «серьезный» дивертисмент кукол. Наконец, в последней картине на заднем плане - сияющая вершина елки на фоне неба, покрытого елочными украшениями. Герои словно исчерпали свое путешествие по елке, достигли ее вершины, где и нашли свое счастье.

Одним из критиков проницательно было замечено, что Щелкунчик-принц и Маша летят в спектакле к своему счастью «сквозь мираж заснеженной елки в космосе, остроумно созданном художником С. Вирсаладзе из ...елочных украшений» и. Эта правомерная ассоциация относится ко всем картинам второго акта, в особенности же - к последней. Елка в «Щелкунчике» определяет целостный образ спектакля, наполняя все действие поэзией новогоднего вечера. Ее изображение метафорически многозначно, как многозначны танцевальные образы и хореографические композиции. Эта многозначность елки словно находит отзвук в ее многоцветности.


<<< Танцевальное олицетворение счастливой мечты

Замечания критиков >>>

<<<Оглавление>>>