Замечания критиков

Перед нами менее всего натуральная «бытовая» елка. Она то таинственно-черная, то серебристо-сверкающая, то розоватая. Она то издали предстает перед нами целиком во всем своем великолепии, то словно приближается и заполняет всю сцену своими ветвями, то манит своей блистающей верхушкой. Веришь, что такая елка может расти, что ее игрушки могут оживать, а вокруг нее происходят всяческие чудеса. В колористическом решении спектакля, как всегда, сказались изысканный вкус и строгая логика мышления художника. На первый взгляд здесь все крайне просто. Как и в ряде других произведений Вирсаладзе, колорит имеет ахроматическую основу (черный, серый, белый), составляющую его своеобразный «костяк». Эти цвета здесь находятся в гармоническом равновесии и сочетаются с двумя гаммами: розово-красной и голубой. При этом в первом акте, кроме «ахроматической трехцветки», преобладает розово-красная гамма, а во втором к ней присоединяется также серебристо-голубая.

Костюмы, как и в других спектаклях Вирсаладзе, по своему крою и цвету связаны с характерами персонажей и с особенностями их хореографической лексики. Здесь также противостоят фантастика и быт. В бытовых сценах костюмы действующих лиц в большей мере характеристичны (гости и дети в первой картине), в фантастических - танцевальны (главные герои, участники вальса снежинок и финала). В платьях Дрос-сельмейера и кукол в равной мере сочетается то и другое. Костюмы взрослых более темные, детей - более светлые. В эскизах Вирсаладзе подчеркивает это различие: он пишет одежды взрослых плотным цветом, а платьица девочек и курточки мальчиков строит на сочетании прозрачных и нежных тонов. Все эскизы выполнены гуашью, но в изображениях взрослых она напоминает темперу, детей - акварель. Как это нередко бывает у Вирсаладзе, отвлекаясь в эскизе от психологической характеристики персонажа, он вместе с тем намечает его хореографическую характеристику.


<<< Картина новогоднего замысла

Логика мышления художника >>>

<<<Оглавление>>>