Правое и левое здания Вирсаладзе

В этом выразились ошибки и перегибы того времени в борьбе с «низкопоклонством перед Западом», подчас приводившие к неверной оценке демократических, реалистических, близких нам произведений. Но художник, с увлечением работавший над оформлением и создавший декорации, полные вдохновения и тонкого вкуса, вернулся к опере «Порги и Бесс» в 1968 году, создав новые эскизы для постановки ее в театре оперы и балета им. 3. Палиашвили. В первые послевоенные годы искусство художника становится более разнообразным, хотя подчас и менее ровным. Расширяется его жанровый диапазон. Вирсаладзе пробует свои силы в жанре оперетты («Кето и Котэ» В. Долидзе в Ленинградском театре музыкальной комедии, 1949). В его творчестве появляется русская и советская тематика («Князь Озеро» И. Дзержинского, 1947; «Семья Тараса» Д. Кабалевского, 1950 - обе постановки в театре оперы и балета им. С. М. Кирова).

Вирсаладзе формировался как художник романтического склада, наиболее полно проявивший себя в историко-легендарной, историко-поэти-ческой сфере. Русская и современная советская темы были для него не столь органичны. Оформление опер Дзержинского и Кабалевского - своеобразное исключение в его творчестве, этим, пожалуй, и интересное. В декорациях к опере «Князь Озеро» Вирсаладзе стремился передать нежные желто-зеленые тона русского пейзажа. Эскизы написаны прозрачно и поэтично. В них есть что-то наивное и трогательное. В «Семье Тараса» Кабалевского художник создал довольно шаблонные бытовые декорации в духе драматических спектаклей того времени. Он говорит здесь словно на чужом языке. Но талант его заметен в сцене в лесу. Здесь черные стволы деревьев и бурые лесные пригорки контрастируют с пышными желтыми, красными, коричневыми красками осенней листвы, с окошком синего неба в просвете деревьев. И этот контраст создает своеобразную драматическую атмосферу: кажется, что безмятежной жизни природы угрожают темные силы.


<<< Ценные тенденции

Художник романтического склада >>>

<<<Оглавление>>>