Слабые стороны театрально-декорационного искусства

Не принесли успеха художнику и декорации к «Кармен» Ж. Визе, которую он оформил в театре оперы и балета им. С. М. Кирова в постановке П. Румянцева (1948). Стремясь отойти от штампов, сложившихся в интерпретации этого произведения, он не создал образов значительных и сильных. Внимание художника было поглощено другими, более увлекавшими его замыслами, осуществлявшимися параллельно. В результате оформление данного произведения не приобрело принципиального значения. Вирсаладзе вернулся к нему в 1956 году, когда для постановки Н. Смолича написал, совместно с Г. Мосеевым, декорации по эскизам В. Дмитриева и создал ряд оригинальных костюмов. Но эта работа, не будучи самостоятельной, не могла, разумеется, сыграть какую-либо роль в интерпретации произведения.

Однако большинство работ Вирсаладзе этого периода очень значительны. Лучшие произведения, образующие основное русло его деятельности, составили этап в развитии нашего декорационного искусства. Сюда относится, помимо упоминавшейся оперы «Порги и Бесс», оформление балетов П. Чайковского: «Лебединого озера» (1950), «Спящей красавицы» (1952), «Щелкунчика» (1954) в театре оперы и балета им. С. М. Кирова, а также балетов «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (1950), «Семь красавиц» Кара Караева (1953) в Малеготе. Особое место занимают декорации к опере «Дон Жуан» В. Моцарта в театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1956) и к балету «Отелло» А. Мачавариани в театре оперы и балета им. 3. Палиашвили (1957). Они образуют как бы переход к современному периоду творчества художника. При всем разнообразии названных спектаклей в них прояляются некоторые общие качества творчества Вирсаладзе первого послевоенного десятилетия (точнее 1946-1957 годов). Он теперь вполне сложившийся, зрелый художник, нашедший свою тему, свой путь в искусстве. Он творит в живописной системе оформления, утвердившейся в те годы в нашем театре. Вместе с тем его произведения совсем особенные, у художника есть свое лицо. Он как будто не выходит за рамки общепринятых представлений и вместе с тем не укладывается в них.


<<< Художник романтического склада

Работы Вирсаладзе >>>

<<<Оглавление>>>