Музыкальность заложена в самой природе

В опере и балете драматургия включает в себя музыку и находит свою зримую форму в изобразительном искусстве. Два самостоятельных искусства, которые прямо не связаны между собой, но каждое из которых связано с третьим (драматургией), при его помощи объединяются в единое образное целое, то есть синтезируются в сценическом действии. У них оказывается тем самым общее действенно-драматическое содержание, что выражается прежде всего в их эмоциональной общности.

Последняя является предпосылкой и их формального синтеза, который неосуществим, если музыка и декорации не обладают единым образно-эмоциональным строем. При наличии же этого единства синтез музыки и изобразительного искусства в сценическом действии не только возможен, но и необходим для достижения художественной целостности спектакля.

При этом осуществляется он в значительной степени при помощи колорита и ритма. На роли последних стоит остановиться особо, чтобы уяснить своеобразие «музыкальной живописи» Вирсаладзе. Колорит особенно важен для связи изобразительного искусства с музыкой. Это категория, общая для музыки и для живописи, и потому естественно, что при ее посредстве происходит сплав этих искусств в конкретном произведении.

Правда, понятие колорита в музыке и в изобразительном искусстве, на первый взгляд, совершенно различно. В живописи колорит означает систему, целостную структуру цветотоновых отношений и взаимосвязей в картине, обусловленную образным содержанием. В музыке понятие колорита употребляется в переносном смысле. Под ним разумеют общий «красочный» характер звуковых сочетаний: говорят о колорите ладовом, гармоническом, оркестровом. Понятие колорита в музыке связано со звукоцветовыми и звукосветовыми ассоциациями. Оно означает воображаемую «окраску» звуковых сочетаний. Колорит - это как бы окраска или красочная выразительность музыки.


<<< Красота красочного мира Вирсаладзе

Опера и балет драматургии >>>

<<<Оглавление>>>