Элементарные специфические требования

Аналогичные трудности встают и при решении костюмов. Ведь балетный костюм - это не просто и не только одеяние героя, выражающее его характер, социальную и национальную принадлежность, но еще и своеобразная «униформа», определяемая требованиями танца (колет, трико, пачка, тюника и т. д.). Балетный костюм не может быть тяжелым, стесняющим движения, скрывающим фигуру. Он должен выявлять объемно-пластическую структуру тела танцора, подчеркивать его форму, помогать танцу.

Известный танцор и деятель хореографии М. Габович писал: «Допустим, что 32 вилисы в «Жизели», стоя в арабеске, были бы без трико; 64 ноги с индивидуальными особенностями кожного покрова, особенностями в цвете, мускульности мешали бы эстетическому восприятию. Трико опять-таки как бы нейтрализует конкретное».

Нейтрализуя конкретное, балетная «униформа» выявляет в фигуре обобщенно-танцевальное, пластически-выразительное. Жизненное же содержание спектакля требует социально-исторической определенности одежды персонажей. Возникает необходимость сочетания образности, выразительной характерности костюма с его «танцевальностью». И порой приходится видеть, как в работах молодых и неопытных художников приносится в жертву либо «танцевальность» образности, либо образность «танцевальности». В первом случае костюм неудобен и непригоден для танца, во втором - беден, невыразителен и сведен к чистой «униформе». Преодоление этого противоречия - дело мастерства художника.


<<< Крупные хореографические формы

Аналогичные трудности >>>

<<<Оглавление>>>