Подмена реализма натурализмом

Однако не все проблемы еще решены, дискуссии продолжаются, а порой в них допускаются ошибки, порождающие отрицательные последствия. Стоит прежде всего отметить, что искусство невозможно рассматривать ни как явление чисто условное, ни как явление только безусловное. Любое подлинно художественное произведение представляет собой своеобразное, конкретное в каждом отдельном случае единство условного и безусловного. Оно условно, ибо не просто повторяет жизнь, а воссоздает ее в художественных формах, соответственно чувству, мысли, идеалу своего творца. Только благодаря этой условности искусство несет в себе обобщение. Но оно одновременно и безусловно, ибо воспроизводит подлинную жизнь, черпает свой материал из самой действительности, и само есть особого рода эстетическая реальность. Благодаря этому искусство может иметь значение художественной истины. В силу единства условного и безусловного оно воздействует на нас одновременно и как сама жизнь и как мысль о ней. Таков всякий подлинный художественный образ.

То же и в театре. Здесь условно действие, складывающееся не из натуральных событий, а из игры актеров; условно пространство, отличное от сценической площадки; условно время, текущее в ином темпе, нежели реальная длительность спектакля. Но вместе с тем все это одновременно и безусловно, ибо подлинны актерские переживания, реальна пространственная среда, действительно временное развитие событий и т. д. Условность, таким образом, не противостоит жизненной правде, а представляет собой специфический путь к ее раскрытию.


<<< Аналогичные трудности

Специфический путь >>>

<<<Оглавление>>>