Специфический путь

Не условного искусства нет, хотя в реалистическом творчестве условное всегда находится в единстве с безусловным, а потому и нет искусства, которое было бы только условным. Односторонняя тенденция к «чистой» условности ведет к формализму; односторонняя тенденция к сплошной безусловности означает натурализм. Реалистическому же искусству всегда присуща конкретная мера единства условного и безусловного, определяемая каждый раз особым жизненным содержанием и художественной задачей.

Применительно к театру термин «условность» употребляется в разных значениях. Под условностью подразумевают иносказательность образов, представляющих собой символ, метафору, аллегорию, художественное сравнение, в противовес прямому изображению жизненных явлений в непосредственно свойственных им «формах самой жизни». Под условностью подразумевают также и фрагментарность оформления, основанного не на целостном изображении жизненной среды, а на детали. Эти два значения термина иногда совпадают, ибо иносказательный образ может создаваться именно способом фрагментарного изображения. Но по сути дела они различны, и потому иносказательный образ может быть подробно детализированным, а прямое изображение - фрагментарным. Под условностью подразумевается также и то, что иначе называют «обнажением приема», «открытой театральностью» и т. п., когда не просто изображается жизнь, а показывается, подчеркивается как она изображена, то есть происходит как бы «изображение изображения». Проблема условности имеет давнюю историю. Она возникла еще в театральных дискуссиях начала века, по-разному ставилась на разных этапах развития советского театра и вновь стала актуальной со второй половины 50-х годов.


<<< Подмена реализма натурализмом

Развитие советского театра >>>

<<<Оглавление>>>