Малахитовая шкатулка

Особо следует сказать об изобразительном решении сцен подземного царства. В спектакле Ю. Григоровича подземное царство отождествляется с образом Каменного цветка и решается прежде всего хореографически. Каменный цветок - не бутафорский предмет, а весь подземный мир в целом, раскрывающийся в танцах камней и самоцветов, которыми повелевает Хозяйка Медной горы.

И художник помогает балетмейстеру создать образ подземного царства как Каменного цветка. На заднем плане он изображает пучок кристаллов, своеобразный «букет» самоцветов. И костюмы танцующих камней он строит на сочетании тех же цветов (фиолетового, золотистого, зеленого). А балетмейстер находит для танцев камней рисунок, как бы подсказанный декорацией. Композиции танцевальных групп, лучистые линии рук и ног танцоров сочетаются с фоном в единое целое. Таким образом, изобразительное решение «Каменного цветка» оказывается слитым с танцевально-хореографическим действием прежде всего по содержанию. Но не менее органично синтезируется оно с ним и по форме.

Изображение малахитовой шкатулки на заднем плане пространственно организует сценическое действие. Декорация оставляет всю сцену свободной для танца. Вместе с тем она органически сливается с хореографическим «телом» спектакля. Это достигается целой системой специальных приемов. Задники внутри малахитовой шкатулки изобразительно определяют место действия, обобщают цветовую гамму костюмов, пространственно замыкают танцевальные композиции, связывая их в перспективе словно единым узлом. Тем самым малахитовая шкатулка становится как бы «участницей» действия, его неотъемлемой частью. Зритель видит ее в спектакле в трех вариантах: закрытой, открытой, а также с выцветами через переднюю стенку. Закрытой она предстает в начале и в конце спектакля, а также в интермедиях между картинами, которые обеспечивают непрерывность действия, Поскольку конструктивно передняя стенка малахитовой шкатулки представляет собой раму с расписанным тюлем, становится возможным высвечивание отдельных эпизодов действия за этой стенкой, как бы происходящих внутри шкатулки. Но основным является открытое положение малахитовой шкатулки с поднятой передней стенкой и изобразительной декорацией каждой отдельной картины на заднем плане.


<<< Уральский пейзаж

Танцевально-хореографическое действие >>>

<<<Оглавление>>>