Голландское Искусство 17 Века. Натюрморт.

Помимо отмеченных тематических видов живописи в голландской школе 17 века очень крупное значение принадлежит также натюрморту. По сравнению с аналогичными произведениями других школ и здесь доминирует реалистический подход к теме. Отличительной особенностью голландского натюрморта является его живописная мягкость и то особое чувство характерных свойств предмета, которое достигает исключительной тонкости. На ранних ступенях развития голландской школы выбор предметов прост: окорок, кусок хлеба, стаканы и трубка. Все кажется художникам достойным внимания. По мере роста материальной культуры, усиления идеологической роли наиболее зажиточной части буржуазного класса комплекс изображаемых предметов становится богаче, наряднее. Серебряные блюда и кубки, тонкое стекло, фрукты, устрицы сочетаются в декоративное целое. Материал, поверхность, объемы, формы передаются с непревзойденным мастерством, но не приобретают широкой декоративности фламандского натюрморта. В числе виднейших представителей этого рода живописи в Голландии особенно выдвинулись Биллем Клаас Хеда (1594—1682) и Питер Клаас (ок. 1597—1661 гг.), писавшие всевозможные «завтраки», Абраам ван Бейерен (ок. 1621—1690 гг.), специализировавшийся на изображении рыб и крабов, и Биллем Кальф (1622—1693). Великолепный образец работ Кальфа имеется в Эрмитаже. Чувство предмета, его свойств и качеств сочетается в этом натюрморте с богатой, хотя и темноватой живописью. Развитие, которое получило в Голландии цветоводство, породило в голландском искусстве очень распространенную ветвь натюрморта: изображение букетов цветов. Крупнейшим мастером в этой области был Ян Давиде де Хеем (1606—1684).

<<< Голландское Искусство 17 Века. Жанровая живопись.

Испанское Искусство 17 Века. Испания в конце 16 и в 17 веке. >>>

Иллюстрации к разделу >>>