Творческие силы художника в период 1880-1891 годов

Летом 1878 года Репин жил в Абрамцеве у Мамонтовых. Д. И. Эварницкий, или по-украински Явориицкий, историк Украины, прочел мамонтовскому кружку письмо запорожцев турецкому султану Магомету IV. Султан требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон остроумных издевок над султаном. В этом эпизоде проявился гордый, независимый, отчаянно смелый характер народа. Репин пришел в восторг от письма запорожцев. Тогда же он сделал первый карандашный эскиз. В нем уже ясен основной композиционный замысел: вокруг стола, за которым сидит писарь, собрались запорожцы, диктующие ответ султану. С тех пор в течение долгих лет Репин работал над темой. В 1880 году был исполнен первый эскиз маслом. В 1891 году закончена большая картина.

Велики были творческие силы художника в период 1880-1891 годов, если он мог одновременно создавать такие сложные, глубокие и мастерские произведения, свои величайшие шедевры, как «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» и «Запорожцы». Кроме того, был написан ряд выдающихся по мастерству портретов. Какой-то вулкан энергии кипел в нем, и талант его развертывался и показывал себя всесторонне.

Взволнованно реагировал Репин на текущие события и своими произведениями отражал их. Горячая любовь к Родине была присуща ему, и неугасимо жила в нем мечта об освобождении народа от ига царизма. Поэтому тема о свободолюбивых и гордых запорожцах, отказавшихся подчиниться деспоту, зажгла Репина. Сознание его к тому же было подготовлено к восприятию такого материала. У Гоголя, творчеством которого Репин, как и другие передвижники, увлекался. Запорожская Сечь показана в плане романтики, ярко, поэтично в отношении своеобразного крепкого казачьего содружества и в описании картин боевой жизни и боевого уклада.


<<< Пропагандистка русской музыки

Повесть «Тарас Бульба» >>>

<<<Оглавление>>>