Непосредственные высказывания Репина

Когда же в 1891 году картина появилась на персональной выставке прославленного мастера, устроенной по случаю двадцатилетняя его художественной деятельности, и подверглась несправедливой критике со стороны некоторых лиц, обиженный Репин писал Суворину, и тут прозвучала оценка им самим своего труда: «Я знаю, что я в продолжение многих лет, и прилежных, довел наконец свою картину до полной гармонии в самой себе, что редко бывает и совершенно спокоен. Как бы она кому ни казалась - мне все равно. Я теперь так хорошо понимаю слова нашего гения: «Ты им доволен ли, взыскательный художник?» А я к себе очень взыскателен. Два года я жалел одну фигуру и был счастлив, когда наконец ее уничтожил. Теперь для меня картина полна».

Зато дружеская поддержка и чуткое отношение прозвучало в отзыве старого друга Репина по Академии художника Н. И. Мурашко: «Как она удивительно скомпонована! Вы подходите к картине, и кончено, Вы как будто участвуете в этой толпе: это не сцена, развернутая перед Вашими глазами, нет, это толпа плотно обступила строчащего писаря, и Вы неминуемо прибавляетесь к толпе, и тут перед Вами все эти живые хохочущие типы... Верю и чувствую, что это одно из лучших произведений Репина и лучшее в произведениях всей Европы. Оно имеет и серьезный смысл и значение. Да, это типы прочувствованные, обдуманные, пережитые и созданные. Таких картин всегда и везде не бывает много».

«Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной репинской выставке в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену - 35 ООО руб. Цена была настолько большой, что П. М. Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III. Теперь она находится в собрании Государственного Русского музея в Ленинграде.


<<< Художественный образ запорожской вольницы у Репина

Сильная усталость Репина >>>

<<<Оглавление>>>