Тяжелая пора в личной жизни Репина

Силой цветущей молодости веет от облика Веры, написанного на фоне золотого осеннего пейзажа. Загорелое лицо и крепкие формы молодого, стройного тела дают ощущение здоровья и жизнерадостности. Букет крупных цветов в руках. Портрет написан в коричнево-золотистой гамме. Образ человека слит с образом природы благодаря необычайно гармоничному подбору тонов. Портрет является одним из великолепных живописных достижений русской школы второй половины XIX века. Цветущая, полнокровная молодость воспринимается как дар земли, как ее благодатный плод. Радость бытия пронизывает это произведение художника.

Репин сообщал Т. Л. Толстой 10 августа 1892 года: «.. . начал писать с Веры: посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги». Этого он достиг.

В 1900 году тоже на лоне природы написан портрет второй дочери, Нади, - «На солнце», великолепная работа в пленере. Но тут человек дан на фоне природы, органической слитности с нею, как в «Осеннем букете», нет. Нет пантеистического мироощущения, чем оригинален портрет Веры. В портрете Нади фон - летний пейзаж. Ликующий свет заполняет картину. На солнце фигура девушки под черным зонтиком, в светлой, пронизанной солнечными лучами панаме. Пальцы руки, держащие зонтик, просвечивают цветом алой крови. Трудная планерная задача - дать при ярком дневном свете лицо, затененное панамой и зонтиком, в отраженном свете - мастерски разрешена. От красочной гаммы нежно-голубых, желтых и зеленых тонов веет радостью жизни.


<<< Сильная усталость Репина

Знакомство И. Е. Репина с Л. Н. Толстым >>>

<<<Оглавление>>>