Профессорская деятельность Репина в Академии художеств

В 1894 году началась профессорская деятельность Репина в Академии художеств.

Существовало мнение, что Репин был плохим педагогом. Но воспоминания его учеников говорят очень положительно о нем как о преподавателе. Из его мастерской вышли такие видные художники, как Борисов, Браз, Билибин. Богаевский. Бродский. Беньков, Горелов, Горюшкин-Сорокопудов, Куликов, Куренной, Кандауров, Кардовский, Остроумова-Лебедева, Покаржевский, Рерих, Рылов, Столица, Савицкий, Фешин, Френц, Сомов, Малявин, Щербиновский, Грабарь, Кустодиев и другие. Ученики свидетельствовали, что у Репина не было особой системы или особого метода, но он обладал поразительной верностью глаза, не пропускал ни малейшей ошибки ученика и, главное, практически показывал, как надо писать. Это были величайшие минуты наслаждения и познания для учеников, когда они сгруппировавшись около учителя, смотрели, как великий мастер начинал, продолжал и кончал работу над их моделью, как она оживала под его кистью. Ученики наблюдали, затаив дыхание, и как бы прозревали. Плодотворным был и такой педагогический прием: из эскизов и этюдов учеников устраивали выставки, и Репин в присутствии всех внимательно разбирал работы, тщательно вникал в замысел и детали выполнения и или горячо хвалил, или уничтожающе бранил. В воспоминаниях приводится любопытный случай. Однажды Репин поставил первый номер явно слабой по выполнению работе. Все были поражены, а Репин указал на оригинальность и свежесть замысла, добавив, что при хорошей форме это была бы весьма ценная вещь. Так он умел иногда поддержать в ученике живое, самостоятельное творческое начало.


<<< Причина расхождения Репина с Товариществом

Лучшие дары нашей жизни >>>

<<<Оглавление>>>