Иностранная пресса

«И вот я добрался до вершины всей моей бурлацкой эпопеи: я писал наконец этюд с Канина! вспоминает он в своей книге «Далекое близкое». Это было большим моим праздником. Передо мной мой возлюбленный предмет - Канин. Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он повис, опустив руки. Публики, свидетелей было немного - только свои бурлаки, да разве еще случайный прохожий... во время стояния в лямке он поглощал меня и производил на меня глубокое впечатление.

Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды. Так, думалось мне, когда Эллада потеряла свою политическую независимость, богатые патриции железного Рима на рынках, где торговали рабами, покупали себе ученых-философов для воспитания своих детей. И вот философа, образованного на Платоне, Аристотеле, Сократе, Пифагоре, загнанного в общую яму или пещеру с беглыми преступниками-земляками, угоняли на Понт Эвксинский, и он лежал там на солнцепеке, пока кто-нибудь не покупал, наконец, его, шестидесятилетнего старика. . . И Канин с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение...». Репин видел в Канине затаенную, великую духовную силу народа.

«Бурлаки» были показаны на всемирных выставках 1873-1878 годов и имели шумный успех. Иностранная пресса отметила в картине солнечность, жизненную правду изображения.

Имеется второй вариант картины: «Бурлаки, идущие вброд», сделанный Репиным в 1872 году (Государственная Третьяковская галерея). На этой картине бурлаки идут по колено в воде прямо на зрителя.


<<< Ярко выраженный русский тип

Выполнение программы до последнего момента >>>

<<<Оглавление>>>