Фигура Христа

Картина останавливает внимание красотой и одновременно простотой и ясностью композиции. Центральное место занимает фигура Христа, подошедшего к ложу покойницы. Спокойным, решительным жестом он берет ее за руку. Лицо скорбное, сосредоточенно-волевое. Выразителен суровый ритм складок его одежды, красиво задрапировано ложе. Академия, исходя от классических традиций, высоко ценила умение создавать драпировки. Согласно академической эстетике, художник избегает тяжелого впечатления смерти, девушка точно спокойно и крепко спит. Свет трехсвечника, стоящего в ее изголовье, вырывает из сумрака комнаты белое ложе почившей и величественную фигуру Христа. Этим приемом Репин сосредоточивает внимание на главном. В ногах умершей, в глубине комнаты, в полумраке согнутые печалью родители умершей, еще дальше - ее родственники. Выразительно лицо отца. В глазах боль, страдание, вопрос, надежда. Рот полуоткрыт. Он весь - воплощенное ожидание. Этот выразительный образ предвещает в молодом Репине большого художника-психолога. Справа на переднем плане разбросаны вещи: блюдо чаша, скатанный ковер и другие предметы. Этот натюрморт остался недописанным. Тем не менее картина была удостоена высшей награды - первой золотой медали, потому что художник сумел, отвечая композиционным и эстетическим требованиям Академии (импозантность сцены, трехплановость композиционного построения, центральное положение главной фигуры и т. д.), применить их не как сухую схему, а в монументально-величавых формах выразить торжественность момента - «чудо» воскрешения.


<<< Выполнение программы до последнего момента

Лучшая из дипломных живописных работ >>>

<<<Оглавление>>>