Бедность и грубость домотканых одежд

Различны не только композиция, колорит, но и характер наложения мазка. В первом случае цвет и широкий густой мазок создают впечатление раскормленного тела, в другом - желто-серо-коричневый тон и самая фактура подчеркивают худобу, загрубелость обветренного лица, бедность и грубость домотканых одежд.

Выбор таких моделей, как «Протодиакон» и «Мужичок из робких», конечно, не случаен. Это наблюдения жизни и творческие обобщения, являющиеся результатом сознательного, глубоко демократического взгляда на окружающую действительность, в дальнейшем получившие свое развитие в «Крестном ходе» и других произведениях художника.

«Протодиакон» и «Мужичок из робких» были выставлены Репиным на VI Передвижной выставке 1878 года. До этого он впервые участвовал на Передвижной выставке в 1874 году, будучи еще пенсионером Академии. Академическое начальство выразило ему по этому поводу большое неудовольствие, так как Товарищество передвижных художественных выставок существовало как объединение идейных реалистов, стоявших на противоположных Академии позициях. Будучи выразителями прогрессивных демократических идей своего времени, передвижники были создателями критического реализма и стремились воплотить характерные и типичные черты русской национальной жизни. Репин был, за исключением небольших промежутков времени, виднейшим и активнейшим участником передвижных выставок.

Почти год, с октября 1876 года по август 1877 года, прожил Репин с семьей в Чугуеве. Провинция дала ему и еще немало сюжетов: «Мужик с дурным глазом», «Вечорниць, «Крестный ход в дубовом лесу» или «Явленная» и др.


<<< Художественный образ

Черты русской национальной жизни >>>

<<<Оглавление>>>