Портрет М. П. Мусоргского

Репин писал Писемского в тяжелую для писателя пору, за год до его смерти, в 1880 году, и отметил с исключительной выразительностью характерные черты его облика: замкнутость, озлобленность, отчужденность. Образ Писемского дан художником с огромной силой проникновения в его внутренний мир, в его психологию.

Сохраняя объемность, давая резкую светотень и скупую гамму телесной охры, черного, белого и светло-серого, отказавшись на этот раз от каких-либо поисков виртуозного мазка, Репин сдерживал и ограничивал себя сознательно, чтобы всю мощь своей кисти направить на лепку формы и отбор деталей, характерных для скептической отчужденности когда-то знаменитого, но уже при жизни сошедшего со сцены писателя.

Портрет М. П. Мусоргского написан в 1881 году в Петербурге. Перед нами в больничном халате с болезненно-распухшим лицом, с напряженно-воспаленными глазами и беспорядочно растрепанными волосами пожилой мужчина. Это композитор М. П. Мусоргский в последние дни своей жизни, которые он провел в военном госпитале.

Портрет написан Репиным в больничной палате и, по свидетельству Стасова, «сходство черт лица и выражение поразительны. Из всех знавших Мусоргского не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета - так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского»

В данном случае художник поставил себе сложную цель - выразить то, что сохранилось от замечательного музыканта и композитора - автора опер «Борис Годунов», «Хованщина», что жило еще в этом подкошенном неизлечимой, смертельной болезнью человеке.


<<< Портрет Ивана Сергеевича Аксакова

Великий реалист >>>

<<<Оглавление>>>