Разнообразие и жизненность фигур

Гениально дано противопоставление горожанок, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы, и помещицы, чванно несущей саму икону. Довольствуясь малым, они и к ящику относятся, как к святыне, едва прикасаясь, бережно держат его; помещица же, получившая икону, относится к этому, как к должному, и несет самодовольно, бесцеремонно приложив ее к своей груди. Не менее сильно противопоставление целеустремленного, верующего горбуна - слабого хромоножки, опередившего всех, жирному, глубоко равнодушному и ленивому дьякону, тупой, чванной барыне и им подобным. В своем религиозном рвении он не замечает палки отталкивающего его деревенского старосты. Фигура горбуна предельно одухотворена. Лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. Красота образа в силе душевного порыва. В типе горбуна Репин противопоставил духовную силу народа духовному убожеству представителей правящих классов.

Много трудов положил художник, чтобы найти нужный ему тип, и последовательно и упорно искал выражение внутренней сосредоточенности, горячей надежды, веры в его лице. Все это можно проследить по этюдам.

Типичны, выразительны, предельно понятны как социальные явления все участники шествия. Разнообразие и жизненность фигур, выражений, жестов, поз поражает. В то же время все связано, объединено: отдельные участники процессии сливаются в единое целое. Все шествие движется неудержимо, как лавина, и влечет за собой каждого из участвующих в крестном ходе. Это впечатление людского потока выражено не только динамикой поз и жестов, но и живописными средствами: пыльное марево вдали, переливы развевающихся на часовне красочных лент, контрасты цветовых пятен одежд, блики на золотых окладах икон, сочетание лохмотьев одежд и золота облачений вызывают у зрителя ощущение живой людской массы.


<<< Покорность народа

Творчество Репина >>>

<<<Оглавление>>>