Творчество Репина

Выжженная земля, белесоватое от блеска солнца небо, знойный воздух все это передано с небывалым до Репина мастерством.

Репин - не только великий мастер, но и великий трудолюбец. В огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо не только главных героев, но и лиц дальних планов и тех, которые видны только наполовину. Нигде нельзя найти просто мазок краски, заполняющий какой-либо сантиметр полотна. Если же всмотреться в лица участников шествия, то останавливает глубокая психологическая характеристика каждого. Как тонко переданы переживания! Все участники шествия охвачены одним чувством - важностью происходящего, но каждый человек - четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, со своими особыми думами и переживаниями. В то же время это яркие типы. А как написаны певчие! Сразу видно, что мальчик, идущий с краю, поднявший руку, поет дискантом, а его сосед - альтом. Идущий за ними брюнет - бас, а несколько поодаль - тенор берет фальцетом. А как настороженно, внимательно прислушивается регент. Но не только лица участников крестного хода, но руки, ноги, походка необычайно выразительны. Твердо, уверенно шагают трое крестьян, несущих часовню, и совсем по-иному двигаются ноги слабосильного парня, помогающего ее нести. Семенит ногами мещаночка, несущая киот. И как важно, размеренно выступает протодиакон. Он ставит ноги так, как их никогда не ставят крестьяне. Толстая барыня точно катится, а рядом с ней сотский на кривых, с детства рахитичных ногах. Слабы больные ножки горбуна, и тяжело ступают натруженные ноги издалека пришедших странниц-богомолок.

Творчество Репина учит предельной тщательности работы, что при его наблюдательности и мастерстве рисунка дает исключительную жизненную выразительность.


<<< Разнообразие и жизненность фигур

Действительность России >>>

<<<Оглавление>>>