Молодость и сила свежей русской мысли

Вырабатывались штампы, трафареты. Получались произведения однотипные, лишенные актуального содержания, живого горения жизни, но в то же время внешне эффектные, красивые. Академия была отличной школой профессионального мастерства. Особенно высоко был поставлен рисунок. Ученики это понимали и ценили, прилежно занимались и достигали высокого технического совершенства. Но в основном Академия являлась тормозом, препятствовавшим развитию реалистического искусства.

Такое искусство по своему содержанию и целенаправленности для 60-70-х годов XIX века было реакционным и антинародным. Новые веяния, свежим ветром разносившиеся по стране, не могли не коснуться и Академии. Репин, поступивший туда в 1864 году, пишет в своих воспоминаниях «Далекое близкое»: «Во всех сферах и на всех поприщах искали новых, здоровых путей. Молодость и сила свежей русской мысли царила везде, весело, бодро шла вперед и ломала без сожаления все, что находила устарелым, ненужным. Не могла же эта могучая волна не захватить и русского искусства и не захлестнуть и Академию художеств!». Учащиеся Академии, выходцы из крестьянской и разночинной среды, «. . . инстинктивно чувствовали в себе уже представителей земли русской от искусства. Да даже и практически это было так. Их выделил из своей среды русский народ как художников и ждал от них понятного ему, родного искусства».

И вот незадолго до вступления Репина в Академию там произошло знаменательное событие, выразившее тягу молодежи к новому, протест против рутины и оторванности от жизни академического искусства.


<<< Императорская Академия художеств второй половины XIX века

Лучшие ученики Академии >>>

<<<Оглавление>>>