Но примечательно то, что Репин умеет так разобраться в черных оттенках, в этой темной гамме, как никто другой. Мрак, тьма, а зритель все видит в камере. Противопоставлением благородства и чистоты человеческой личности лицемерию, фальши и нравственному ничтожеству служителя церкви художник смело изобличает церковь - служанку и опору самодержавия.
Исповедь тайными приказами царской власти использовалась в целях выявления врагов царизма. Учитывая, что исповедь тогда считалась делом «спасения души» и «избавлением от вечных мук», Репин, создав произведение, в котором глубоко убежденный революционер-интеллигент отказывается от исповеди, тем самым делал вызов не только официальной церкви, но и религии вообще. Идейной высоте замысла соответствует и высота художественного исполнения. С силой огромного таланта выражен нравственный контраст двух участников происходящего, предельная лаконичность художественного языка волнует и захватывает.
Репин вдохновенно работал над темой, он горячо ее переживал. Стасов под непосредственным впечатлением увиденной впервые картины писал: «Какой взгляд, какая глубина у Вашего осужденного!! Какой характер, какая целая жизнь тут написалась... Что впоследствии после Вас останется вот это-то и будет. Никто ничего подобного не пишет в Европе».
На передвижную выставку 1884 года картину не пропустили. В 1885 году были сделаны некоторые исправления. А в 1886 году Репин подарил ее поэту Минскому (Виленкнну), произведение которого его вдохновило на ее создание. На обороте картины есть дарственная надпись ему. Впоследствии картину приобрел П. М. Третьяков.
Герои изображенные Репиным >>>
<<<Оглавление>>>