Образ Грозного и царевича Ивана

Образ Грозного и царевича Ивана - создание творческой фантазии Репина, какие бы натурщики могли сыграть подобную сцену? Но Репин в совершенстве знал пластику человеческой фигуры, мимику лица и обладал способностью проникновения в психологию человека. Вот эта одаренность и техническое мастерство помогли ему создать незабываемые в своей трагичности образы.

Но все же каждый истинный художник всегда исходит от натуры, от жизненных впечатлений. Так было и в процессе работы у Репина, который исполнил ряд этюдов и набросков с целого ряда лиц. Надменность, некоторая черствость, сквозившая в острых чертах лица художника Г. Г. Мясоедова, трагичность и болезненность облика композитора П. И. Бларамберга, сам характер построения их лиц послужили материалом для синтетического воссоздания образа Грозного. По свидетельству Репина, Мясоедов даже позировал ему с экспрессией лица. Кроме того, были сделаны этюды с одного рабочего, случайно встреченного художником на рынке, и со старика, которого ему как подходящую натуру указал П. П. Чистяков.

Для царевича Ивана художнику позировал В. К. Менк, который в профиль имел нечто общее с Мясоедовым. Это давало возможность придать семейное сходство лицам Грозного и сына его Ивана. На этюде Менк уже изображен в розовом кафтане.

Однако лицо Менка не могло полностью удовлетворить Репина, оно было маловыразительным. Репин нашел для умирающего царевича нужное ему выражение страдания и обреченности в лице В. М. Гаршина.


<<< Создание творческой фантазии Репина

Друг и учитель Репина >>>

<<<Оглавление>>>