Метод реставрации

Три страшные пореза рассекли картину. Один пришелся на висок и плечо отца, другой на лоб, контур носа и пальцы правой руки царевича, третий - на левую щеку Грозного, пальцы руки, зажимающей кровоточащую рану, на щеку и шею царевича. По счастью не пострадали глаза и рот царевича. Преступник был отправлен в дом умалишенных.

Картина могла потрясти, возбуждающе подействовать. Помимо ее необычайной экспрессии, она в то время была выставлена в отдельной комнате, повешена низко, и пол был устлан коврами, такими же, как на картине, так что они как бы сливались, и фигуры производили сильнейшее впечатление. Стекла не было. По воспоминаниям, Балашов бросился на картину с криком «Довольно крови!». Репин был склонен толковать этот факт как желание выслужиться перед царем, в это время готовились торжества по случаю 300-летия дома Романовых. Картина была подвергнута реставрации опытными и умелыми руками реставраторов из Петербурга и Москвы Д. Ф. Богословского и И. И. Васильева и художника И. Э. Грабаря, бывшего директором галереи. Холст был дублирован, и зиявшие белые места порезов были по увеличенным фотографиям записаны акварелью и покрыты лаком. Реставрация масляными красками со временем дала бы, в силу химических изменений, разницу в цвете между старой и новой живописью. Метод реставрации был избран правильный. Прошло 50 лет, но следы реставрации увидеть трудно. Только в очень солнечные дни, смотря сбоку, можно заметить углубления на местах бывших ранений. Для сохранности картина всегда находится под стеклом, что, к сожалению, мешает в течение всех темных зимних месяцев ее хорошо видеть.


<<< Нравственное чувство

Разгар окончания работы над «Иваном Грозным» >>>

<<<Оглавление>>>