Разгар окончания работы над «Иваном Грозным»

Изучая творчество Репина, поражаешься многочисленности его работ, плодотворности его деятельности. При этом следует сказать, что многие полотна создавались одновременно, одна работа еще не была кончена, как начиналась другая и третья; причем это все были первоклассные сложные произведения, в том числе и портреты. Таков был творческий метод Репина: для отдыха он переходил от одной картины к другой, но иногда это ему приходилось делать вынужденно. Так было с картиной «Речь Александра III к волостным старшинам».

В самый разгар окончания работы над «Иваном Грозным», в августе 1884 года, Репин получает неожиданный заказ от императорского двора на тему приема Александром III волостных старшин. Репин » был недоволен, пытался отказаться, но ему дали понять, что от таких заказов не отказываются. Обдумывая тему, Репин решил противопоставить царю и знати народ. Ясно, что такой замысел наверху одобрить не могли, и тогда художник поставил перед собой чисто живописную цветовую и световую задачу. Этюды писались во дворе Петровского дворца в Москве, где в свое время проходил прием, на ярком солнце. Трудно было композиционное решение, но Репин, как всегда, вышел победителем. Он придумал представить царя входящим в круг собравшихся старшин, за ним, поодаль, идут императрица с детьми и придворные. Таким образом, художник избежал необходимости изображать толпу крестьян затылками, многие поставлены в профиль, в три четверти и лишь на переднем плане несколько фигур дано спиной к зрителю. Центральная фигура - Александр III - лишена внутренних индивидуальных характерных черт, что мог бы схватить Репин, если бы царь согласился позировать, но он решительно отказался.


<<< Метод реставрации

Отдельные фигуры придворных >>>

<<<Оглавление>>>