Портрет красавицы украинки С. М. Драгомировой

В 80-х годах Репин пишет портрет сестры В. В. Стасова - Н. В. Стасовой, поборницы женского образования, основательницы первых Высших женских курсов. Проникновенный в своей душевной обаятельности облик интеллигентной женщины прошлого века смотрит на нас с полотна, чаруя своей мягкой женственностью.

В 1889 году написан полный лиризма портрет красавицы украинки С. М. Драгомировой. Цветистость национального костюма не заглушает, а оттеняет красоту лица. Она сидит за столом, облокотившись очаровательной головкой на руку. Темные «очи» полны печали. Художник приоткрывает завесу во внутренний мир человека.

Иной по содержанию и творческим приемам парадный портрет Варвары Ивановны Икскуль фон Гильдебрандт (1889), жены товарища государственного секретаря барона Икскуля. Мастерство портрета - в остроте социальной характеристики и блеске живописи. Тонкая, изящная, невысокая фигура баронессы Икскуль написана на полотне оригинального формата - узком и сильно вытянутом в высоту. Такое композиционное решение создает впечатление замкнутости и обособленности изображенной, что вместе с выражением чопорной холодности дает ясное ощущение сознания ею своего классового превосходства, отнюдь не переходящего в чванство, не нарушающего строгой аристократической, искусственной простоты. Но костюм - особенно его цвет, черная юбка и ярко-красная облегающая кофточка, оригинальной формы ярко-красная шапочка колпачком - создает впечатление некоторой экстравагантности; меняются времена, меняются нравы, и к Икскуль нельзя применить пушкинского определения хорошего тона: «Все тихо, просто было в ней».


<<< Выдающийся мастер мужского портрета

Цветистость национального костюма >>>

<<<Оглавление>>>