Неожиданные переходы от одного настроения к другому

Неожиданные переходы от одного настроения к другому, особая прелесть сценических образов женщин, неудовлетворенных окружающим в условиях буржуазного общества, ищущих нового, вот что отличало игру Дузе и что, в сущности, было лишь выражением личного, присущего самой артистке. Субъективизм Дузе - общая и главная линия ее творчества. Такой она выглядит и на портрете Репина. И здесь мы еще раз встречаемся с замечательной способностью художника дать четкую и предельно правдивую характеристику изображаемого на портрете лица. По портрету Дузе можно ездить о верности глаза, силе и смелости репинского рисунка.

Высказывалось предположение, что этот рисунок на холсте был лишь подготовительной работой к портрету маслом. Но хочется думать, что такой смелый, свободный, красивый рисунок, сделанный с необычайной легкостью и быстротой, своей незаконченностью, своего рода импрессионистичностью так остро и верно выражал натур Дузе, что Репин намеренно не перевел его в масло. В этом рисунке столько поэтической недоговоренности, неуловимой свежести и прелести эскиза, необыкновенно живо запечатлевшего характерное, что было в Дузе и что могло бы и погаснуть при полной доработке формы. Именно данная техника и манера помогли выражению тонкой, нервной натуры артистки. А кажущаяся неоконченность сохранила свежесть, непосредственность впечатления.

Пастельный портрет Александры Павловны Боткиной, дочери П. М. Третьякова, жены врача С П Боткина, коллекционера и тонкого ценителя

искусства, исполнен в 1901 году. Спокойствием, уравновешенностью характера, уютом домашнего очага веет от портрета.


<<< Портрет Элеоноры Дузе

Пастельный портрет Александры Павловны Боткиной >>>

<<<Оглавление>>>