Силуэт засыпанного землей и заколоченного досками Медного всадника

Каждая из работ В. Курдова отличается строго продуманной композицией, завершенностью и наполненностью рисунка. В каждой есть заряд мысли, чувства, всего того, что определяет подлинное искусство. Реалистические в своей основе рисунки выходят за пределы документов о прошлом. И правильно писал В. Петров о том что у художника пейзаж, «не утрачивая черт конкретной исивой реальности, ...обретает значение символа.

О мужестве, о воле, о патриотизме наших людей рассказывают работы В. Курдова из альбома «По дорогам войны», свидетельствующие о мастерстве художника и его гражданской позиции. Человек, воин и освободитель, и русская природа встали здесь рядом, встали в своем вечном единстве.

Здесь, нарушая хронологию, хочется обратиться к довоенным рисункам В. Курдова к «Лесной газете» В. Бианки. Справедливо писал Б. Сурис, говоря о созвучности писателя и художника, рассматривающих природу в непрестанном движении и обновлении: «Своеобразная энциклопедия природоведческих знаний, облеченная писателем в занимательную игровую форму («газета»), проиллюстрирована более чем двумястами рисунками разной величины, от заставок и рисованных заголовков до обстоятельно разработанных полосных композиций. По-разному заверстанные в текст, они смотрятся элементами единой системы оформления, как бы имитирующей газетную полосу, и вместе с тем эта слитность текста и изображения не исключает того, что композиционной лад и изящная законченность графического решения придают многим из них самостоятельную художественную значимость. Впрочем, до конца оценить данное качество можно только при соприкосновении с авторскими оригиналами, где даже сама графическая техника (изрядно проигрывающая в печати) пронизана таким трепетно-любовным отношением, что сколько угодно тщательная передача, скажем, серебристой шерстки барсука или узора древесных ветвей не мельчит и не сушит рисунок, а одрагоценивает его».


<<< Советское искусство

Школа природы >>>

<<<Оглавление>>>