Школа природы

«Лесная газета» во многом определила круг военных впечатлений художника, показав целостность его восприятия мира, всю глубину увиденных им взаимосвязей.

Одной из самых значительных работ последнего времени была работа над «Калевалой», возвращение к эпосу (пятьдесят иллюстраций - свинцовый карандаш, тронутый акварелью и охрой).

Иллюстраций к «Калевале» очень много. Одни подчеркивали магический характер древнего эпоса, другие - его вещественность в музейно-этнографическом решении; третьи - явно модернизировали и украшали его героев. Иллюстрации В. Курдова прежде всего реалистичны. Об этом говорят «Возникновение неба, солнца и земли», «Бит- орла со щукой», «Пирушка у Ильмаринена» и многие другие.

Валентин Курдов, бывший охотник, решительно обменявший ружье на карандаш и кисти, изъездил и исходил всю Карелию. Скалы и озера, березняк и сосны - все это было знакомо ему, как собственная квартира. Недаром он писал: «Раньше я просто ходил с ружьем и собакой, не лумая о своей профессии художника. Теперь я охочусь с красками. Сажусь писать озерцо и как будто сижу на перелете. Пишу березнячок, кажется мне, что вот должны вылететь тетерева, и от переживаний даже сердце защемит, а в то же время пишу свое».

Школа природы, как бы застывшей вне времени, н школа замечательной графики первых революционных лет прозвучали в этом труде.

В. Курдов изучал работы филологов-фольклористов. Поднимал фолианты многолетней давности с зарисовками археологов и этнографов. Слушал современных исполнителей рун; на него огромное впечатление произвела Т. Петрунен - внучка знаменитого Архипа Петрунена, от которого записал руны Калевалы еще Элиас Ленрот.


<<< Силуэт засыпанного землей и заколоченного досками Медного всадника

Старый верный Вейнемейнен >>>

<<<Оглавление>>>