Мысль о режиссуре книги

Все это очень точно, динамично, стремительно.

Во всем этом - живая связь с поэзией, с кинематографом, с современным видением искусства. И есть во всем этом еще одно качество, без которого говорить о работе А. Гончарова нельзя.

Я говорю о юморе художника: это немаловажная его черта.

Смешны герои фаблио и смешны герои Тобайаса Дж. Смоллетта, с их угловатыми фигурами и подчеркнутой судорожностью движений.

Есть в смешных решениях А. Гончарова нечто, связывающее их с героями народного лубка, хотя сам он говорил мне, что лубок не оставил в его работе заметных следов; спорить с художником мне, естественно, трудно, но думаю, что и умение произвести «сдвиг времен» и перейти от пафоса к юмору - черты, в конечном счете уходящие в графический фольклор.

Но, конечно, знакомясь с работами А. Д. Гончарова подряд, думаешь не о мастерстве «простовика», возникает мысль о режиссуре книги, об умении дать свою интерпретацию, свое собственное раскрытие образов ее героев.

Помните страшную тень, отбрасываемую одним из персонажей «Братьев Карамазовых»? Тень падает на стену, потом ломается на грани стены и потолка и превращается в страшную хищную птицу. Белое пятно свечи, «теневая прокладка», белый силуэт хищного лица - и вот уже на потолке, «расталкивая» персонажей античного плафона, возникает хищный вороний контур!

Или другое. Шмуцтитулы и заставки к избранной лирике Петрарки. Резкая черта отделяет реальность сегодняшнего дня от истории. Возникает на фоне цветущего куста молодая прекрасная женщина; возникает на фоне колючих обнаженных ветвей рыдающий Петрарка. Мизансцена повторена. Но эмоциональная сторона, психологический сдвиг совершенно иной!


<<< Иллюстрации А. Гончарова

Главная функция иллюстрации для А. Гончарова >>>

<<<Оглавление>>>