Лестницы в Берлине

Е. Моисеенко связан с поэзией внутренне. Он сам говорил, что любит Пушкина, Маяковского, Есенина и еще Ярослава Смелякова, Сергея Орлова и многих других. Часто эта связь осуществляется. И тогда возникает холст «Стихи»: женщина в розовом платье с маленьким зеленым томиком - удивительный взрыв привычного - красивое женское лицо, зеленый томик, розовое летнее платье, ровный загар руки и вдруг! - напряженность ощущения, резкое, почти угловатое движение руки, глаза, ощутившие прикосновение волнения, смутной тревоги, - и все на зоревом фоне, где розоватые тона переходят в алый, грозовой!

Я прочитывал эту тревогу и в «Деревенском натюрморте», где старинная керосиновая лампа и традиционный каравай соседствуют с отточенным, вонзающимся в тишину ножом, и в синеватых холодных тонах полотна «У окна», и даже в самом мирном, казалось бы, пейзаже «Зима»: черная веточка ольхи, красные ягоды шиповника - и снова напряжение, снова тревога!

Мне представляется, что даже раскинувшиеся на траве мальчишки («Тишина») говорят не о застывшей тишине деревенского полдня с его гладью недвижного лета, а о тишине полустанка, возникающей после лязга. Спокойствие после грохота, отдых после усталости, после громадного напряжения.

И снова - война...

«Победа» - полотно 1970-1972 годов. Действие происходит на площадке какой-то лестницы в Берлине. Вы, зритель, превращаетесь в участника событий. На двух солдат вы глядите несколько снизу, стоя на полпролета ниже их. Герои этой картины - не только люди, пришедшие к победе путем неслыханных, невероятных трудностей, оба они, так реально выписанные - небритые, измотанные, в плащ-палатках, в выгоревших, просоленных гимнастерках, в стоптанных сапогах, валящиеся от усталости с ног... Есть глубокий реализм их движений и поз, и есть высокая монументальность.


<<< Портрет жены художника

Трагический эпизод >>>

<<<Оглавление>>>