Фигуры черноволосых женщин

В гениальном романе внешний вид Дон Кихота меняется: в конце второго тома он и Санчо Панса приобретают те самые черты, которые все мы знаем с детства, - худой, долговязый немощный старик и крепыш-толстячок. Но в первых главах подчеркивается иное: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом, он был страстным охотником...» Дон Кихот на полотне Е. Моисеенко широкогруд и мужествен. Он готов отстоять свою мысль, свою мечту. Стены феодального городка как бы отодвигаются перед ним, и он идет на зрителя как символ рыцарства и отваги, пусть запоздалого, пусть трагического, но подлинного. Для меня Дон Кихот ленинградского художника - человек, пришедший на это полотно, уже пройдя гражданскую войну.

Спустя несколько месяцев я читал рассказ Е. Е. Моисеенко об Испании, его беседу с корреспондентом «Недели»:

«...В Испании не мог не восхищаться архитектурой и природной красотой испанцев. Представляете, на фоне белых стен - фигуры черноволосых женщин, одетых преимущественно во все черное, грациозных, пластичных. Оливковые рощи, ослики, пылкие танцы и загадка для европейца - коррида, жестокая, кровавая... А испанская живопись! Творения Веласкеса, Гойи, Эль Греко!..»

На вопрос: «Можно сказать, ваше сердце покорила Испания?»- художник ответил:

- В какой-то степени - да. Но нет для меня ничего дороже бесхитростной красоты России, ее дорог, деревень, зеленых холмов, бесконечного разнообразия ее пейзажей».

На незаконченном портрете - мать художника Матрена Сергеевна, старая женщина из села Уваровичи. Сурова и проникновенна эта работа. И безусловно правдива.


<<< Влияние испанской живописи

Старое-престарое дерево >>>

<<<Оглавление>>>