Контуры изображения

Хочу вернуться к тому, о чем не раз упоминалось выше, - к разговору о безусловной связи В. Лебедева - и в его детской графике, и отчасти в его живописи - с тем, что порой называется «искусством наивных», порой - «примитивом», а иногда- «городским изобразительным фольклором». Речь идет о лубке, вывесках, всевозможных росписях стен, ярмарочных балаганов, иногда лавок - о художественном фольклоре в целом, где нельзя провести черту между «деревенским» и «городским».

Сам В. Лебедев к лубку относился с большим почтением и имел не только замечательное собрание Д. Ровинского, но и работы Е. Иванова, В. Клепикова, В. Бахтина и Д. Молдавского (о нашей книге говорил со мной не раз, высказывая одобрение, но и критикуя за плохую обложку и за отсутствие ряда лубков).

О старых вывесках говорил часто, считая их классическим соединением декоративного и прикладного искусства. Очень восхищался «портретами колбасы», свиными «лицами», сахарными бело-синими головами на вывесках и, кстати, вообще сугубой «важностью», приподнятостью, значительностью (не помню точное выражение и передаю лишь смысл) изображаемого.

Буквы, входящие в рисунок, равноценность подписи и изображения, очень точная композиция, где шрифт и рисунок уравновешиваются, безусловно связали детскую книгу, заново открытую В. Лебедевым, с искусством вывесочников.

Контуры изображения решены подчеркнуто плоскостно, тона лаконичны и порой нарочито резки, верность предмету, переданному в общих чертах, но исключительно точно (с утрировкой «главных» черт), это то, что пришло к В. Лебедеву от вывесок, от праздничной росписи каруселей и балаганов, от живописного фольклора.


<<< Значение совместной работы Маршака и Лебедева

Долины. Скалы. Вселенная >>>

<<<Оглавление>>>