Певучий и стремительный рисунок блюда

Линии их, краски -все это создавало особенный ритм, какую-то мелодию. На одних среди орнамента возникала вязь старинных изречений («Щедрость - качество правед-ипхов»), на других мелодия звучала самостоятельно. И я совсем не удивился, когда старый мастер вдруг прочитал стихи. Это были его собственные стихи, и содержание их было простое: «Приходите в мой дом - все лучшее, что есть у нас, мы поставим перед вами, вокруг этого блюда. Друзья и родные сядут вокруг, и мы наполним его самым лучшим, что есть в нашем доме...» (попутно скажу, что стихи Джуракулова печатались в газетах и журналах, причем не только стихи лирические, но и стихи о космонавтах и спутниках).

Разглядываю певучий и стремительный рисунок блюда. Об истории орнамента написано много. С интересом я читал статью академика Б. Рыбакова «Орнамент - мудрость тысячелетий», где есть толкование некоторых повторяющихся черт народного рисунка: «У древних земледельцев было ясное представление о четырех сторонах света: свои крестообразные жертвенники они точно ориентировали четырьмя концами по странам света, и в орнамент ввели четкое деление на четыре части. Быть может, отсюда и пошла привычная для нас повторяемость орнамента, явившаяся в те далекие времена отражением нового понимания мира как вечного движения, вечной ритмической смены дня и ночи, лета и зимы?»

Разумеется, вся эта первооснова орнамента давно забыта, но остался ритм, осталось особое внутреннее напряжение, осталась цельность.

И, разглядывая эти прелестные блюда и кувшины, думал не только о мастерстве Джуракулова.


<<< Строки Омара Хайяма

Народный мастер Умаркул Джуракулов >>>

<<<Оглавление>>>