Я не говорю, что следует

Но этим дело вовсе не исчерпывается. Крестьянин концентрирует в себе опыт тысячелетий, многовековую мудрость. Обработка земли - великая наука, великое искусство. Поэтому необходимо глубоко постичь историческое значение этой великой науки, увидеть ее во всей многогранности: в совокупности пройденного данным народом пути, его исторической судьбы, географической среды его обитания и созданной им культуры.

Я не говорю, что следует назубок знать все сельскохозяйственные науки и уметь применить их на практике (хотя художнику не помешает, если оп помимо всего прочего будет знать и это). Но, не прочувствовав до мозга костей, не постигнув историческую и психологическую ценность трудящегося человека, не пережив это внутренне, невозможно создать его правдивый образ. Изучение крестьянской жизни поверхностно не дает желаемого результата. Даже для описания одной главы из его жизни надо проникнуть в его сущность, в содержание его философии и психологии. Чтобы создать синтетический образ сельского труженика, нужно суметь слиться с природой, как он, почувствовать себя среди природы, как дома, научиться понимать ее язык, делить с природой своп горести и радости, свои идеалы. Нужно почувствовать жизнь, землю, труд в себе, в своем я. Короче говоря, нужно суметь целиком отдать себя природе и самому полностью проникнуться ею. Я твердо убежден, что это и является основой индивидуальной творческой активности художника. Ведь в любой рисуемый объект ты вкладываешь самого себя, а если нет внутренней тесной связи между тобой и тем, что ты изображаешь, не может быть и искусства. Существует, конечно, и вопрос твоего личного отношения к объекту. Все равно ты должен уметь видеть его в себе и себя в нем.


<<< Живописи ваяния и зодчества

Араратская долина >>>

<<<Оглавление>>>