Проникновения в законы и освоения их

Этот закон, почерпнутый мной из глубин жизни и творческого процесса, конечно, не является доктриной, чтобы, освоив его, считать свое становление законченным. Нельзя, введя в организм лекарство, считать успех обеспеченным, как бы ни был опытен врач. Лекарство не может действовать, если у больного врожденной способности воспринимать его. Часто (да еще как!) с неукоснительно точным применением законов создают роман или картину, ничего общего не имеющие с искусством. Законы искусства должны быть постигнуты художником, писателем в процессе творчества, в результате опыта, естественно и непринужденно. Если не дается, значит не дается. Насилу (просто незаменимое в данном случае слово) ничего не получится.

Из этих моих высказываний вовсе, конечно, не следует, что я против учения, кропотливой, упорной работы, проникновения в законы и освоения их. Но надо, чтобы чувство свободно и естественно воспринимало законы творчества, чтобы можно было рассудком углубиться в них и впитать в себя. Без музыкального слуха, без ощущения гармонии ведь не создавались ни симфонии, ни оперы... Словом, об этом можно говорить бесконечно. Но вернемся к моему «Земледельцу».

Как я уже говорил, типажом для моей картины я взял лицо Александра Мясникяна, конечно, не в портретном разрешении. Его типично армянские черты, пластическая выразительность фигуры, пристальный сияющий взгляд, отражающий глубокий интеллект, мужественная осанка сильного здорового человека во многом отвечали главному образу картины, сложившемуся в моем воображении. Что касается пейзажного фона картины, то для него я использовал несколько этюдов, исполненных маслом и акварелью, в 1908 году на Черноморском побережье в Геленджике. Конечно, этот пейзаж я использовал в картине в более монументальном истолковании, сильнее подчеркивая цветовые линейные контрасты.


<<< Араратская долина

Все компоненты картины >>>

<<<Оглавление>>>