Своеобразная эстетика, как материальное воплощение

Даже яркое солнце уже не утешало. Жгучие его лучи будто в наказание за мой глупый поступок безжалостно жгли меня. Мы остановились. Верблюд опустился па передние ноги, затем сел. Я кое-как сполз с него. Верблюд окинул меня взглядом, в котором сквозило неприкрытое презрение, затем с полнейшим равнодушием отвернулся и принялся за свою вечную жвачку.

К нам подошел старый араб и приветливо пригласил отдохнуть в тени. С глубоким вздохом облегчения я уселся, а старик стал подробно рассказывать нам о высеченных па пирамидах изображениях, явно щеголяя своими знаниями. Все это было мне знакомо еще по Булакскому музею.

У египтян в течение тысячелетий выработался весьма устойчивый и непреходящий стиль. Он до того цельный, что египетское искусство превратилось в какой-то мере в ремесло в лучшем понимании слова, в ремесло, весьма убедительное благодаря своей поразительной законченности.

Египетское искусство обладает своеобразной эстетичностью как материальное воплощение определенного вкуса и понятий, как создание рук гениальных мастеров, которые сумели представить предметы в их наиболее рациональном виде. Условные «схемы», например фигура человека в фас, поги и голова в профиль и т. д., у них не результат беспомощности, не следствие того, что они не могут показать человека или другие предметы в их обычном естественном виде, а являются результатом того, что художнику египтянину кажутся красивыми именно те формы и сопоставления, которые он и продемонстрировал в своих работах. Это не примитивизм, а обоснованная творческая убежденность.


<<< После бессонной ночи

После осмотра памятников >>>

<<<Оглавление>>>