Малоодаренный армянский художник

Первый сюжет был таков. Дети армян беженцев стоят в очереди за обедом. Один из них нечаянно уронил свою миску. Набросившиеся куры с ожесточением клюют еду, а ребенок, упав на землю, горько плачет. Картина вызывала волнение. Хорошо помню, что она написана была па пленэре, с ощущением солнечного дня и вообще со свойственным живописи Татевосяна тонким вкусом. Этими качествами она привлекла внимание самых взыскательных знатоков искусства. Это меня радовало: автор всей душой был связан со своей родиной.

Тема второй картины также связана с народной трагедией. Лунная ночь. Какой-то подозрительный оратор собрал вокруг себя группу фанатиков-мусульман и пытается разбудить в них религиозно-националистические изуверские инстинкты. Эта картина тоже производила сильное впечатление. Спустя год один малоодаренный армянский художник (по фамилии Наганетян) представил картину на ту же тему, но значительно более низкого качества. Было наглядно видно, что автор внутренне не прочувствовал тему, написал ее под влиянием Татевосяна и остальное придумал. Но кроме всего этого где было ему взять мастерство Татевосяна, его тонкое понимание цвета?

Картина была до того неудачна, что никакой уважающий себя критик или искусствовед нс должен был даже позволить себе какое-либо упоминание о пей. Но не тут-то было. Какой-то журналист-черносотенец выступил в одной из московских бульварных газет против Нагапетяна и, пользуясь случаем, бросил оскорбительные слова в адрес армянского парода в целом. Случалось и такое. В России были и Валерии Брюсовы, были и одержимые шовинизмом уроды - черносотенцы. История беспощадно смела с арены последних, возвеличив имена и деяния первых.


<<< Вернуться в Тифлис

Принципы искусства Татевосяна >>>

<<<Оглавление>>>