Развитие искусства не может быть единым

Появление импрессионизма, конечно, не было случайностью, как я уже подчеркивал, так же как и не было оно выражением желания одних только художников.

Причиной всех нововведений всегда является эпоха, диктующая свои требования искусству.

Каприз художника никогда не может создать искусства. Если художник действительно является человеком своего времени, он создает именно то, чего требует поступательный процесс жизни.

Несомненно, развитие искусства не может быть единым. В Париже, как и повсюду, реализм, натурализм и множество других «измов» рядом, имели своих покровителей и потребителей.

Здесь работали и случайные, далекие от искусства люди, и посредственные «новаторы», и морально опустившиеся интеллигентки, не имеющие никакой связи с народом, и люди, действительно преданные настоящему искусству, которые боролись против устаревших морально-эстетических норм продажной живописи.


<<< Живопись вошла в быт

Работы в Париже >>>

<<<Оглавление>>>