Капризы памяти

«Аттракцион»- палочка-выручалочка для биографа художника. Рентгенограмма его духовной жизни. Лицедей и эксцентрик, насмешник и лирик, фантазер, сказочник, трагик - словом, Щукин, таков, каков он был, тут полнее, чем когда-либо, выразил себя. Сущестивность наполнения не предумышленная.

Непреднамеренно, как всегда, сращение документального свидетельства очевидца и произвола выдумки. Цепкая намять удержала остроту яркого впечатления детства, с безукоризненной достоверностью восстановила координаты исторические, национальные, сохранила неповторимый привкус провинциального уголка России начала века, аромат весьма примитивного, но до сих пор незабывшегося развлечения, предложенного хозяином аттракциона.

Капризы памяти вольно видоизменили всплывшие образы, повернули гротескной стороной.

Неуловим, как всегда, скачок от реалии к театру, карнавалу, к пьяняще праздничному возбуждению, чем Щукин так дорожил в жизни и в искусстве.

Неуследим (тоже как всегда) рубеж между шутовской интонацией и серьезной.

К интонационному богатству речи, амальгаме жанров, соединению крайностей нам не привыкать. Они от неисчерпаемого резерва личности, безотчетно проявляющей себя сложно и щедро.

Есть в «Аттракционе», однако, сгущенность и иного порядка- предумышленная. Конечно, и она от нутра художника, так он задумал. Но так он задумал.


<<< «Аттракцион»

Вторая опасность >>>

<<<Оглавление>>>