Русский Пиросмани

Картина, принесшая Щукину прозвище «Русский Пиросмани», вобрав неиссякаемую жажду тайны, детскую доверчивость и восторженность, выполнена с точным прицелом на осуществление сверхзадачи: создать «эффект присутствия», отождествить нас с собою - ошеломить, изумить. Отсюда рельефная четкость изображения - хорошенько разгляди гала-представление. Отсюда -чрезмерная плотность заселения на квадратный сантиметр площади. Каждая деталь Щукину дорога- в своих игрушках души не чает. Каждая необходима и владельцу аттракциона - чем обильнее и заманчивее набор призов, тем прибыльнее. Хозяин знает свое дело. И Щукин знает. Не скупится. Слева, справа, вверху, внизу - все заставлено и уставлено. На чем остановиться? Глазам больно. Так задумано. Художник добивается «эффекта присутствия». Добивается расчетливо и хитро - игнорирует временную условность живописи; комбинирует ракурсы - снизу, сверху, сбоку; распределяет и перераспределяет акценты, укрупняя или скрадывая, приближая или отдаляя то, что требуется для направленного движения взгляда по картине,- в общем, готовый рушить любые помехи, лимитирующие фантазию, выжимает из плоского холста все, что только можно выжать. Что и как отзовется, отложится, чем, задев за живое, вызвать эмоциональную встряску - вопросы первостепенные. Речь идет не об иррациональном - «чувстве зрителя» (которым Щукин был наделен). Не об ожидаемом - понимании и соучастии, душевной реакции зрителя (общительность художника, темпераментного и свободного в выражении чувств, не может не вызвать «обратную связь»).


<<< Вторая опасность

Эффект, вызываемый любым аттракционом >>>

<<<Оглавление>>>