Вдохновение, озарение, чутье и жесткая дисциплина

Соразмерность, архитектоника не даются знанием правил арифметики. Если, бы Щукин измерял и высчитывал соотношения блоков композиции, предстала бы на полотне худосочная схема - унылая геометрическая сетка с энным числом фигуративных изображений в просветах. А тут все наоборот, все то, что противоречит мертвенности и статике: пульс жизни, нерв движения, остроумие конструктивной идеи. И правят здесь не циркуль с линейкой, а несравненно более точные инструменты - инстинктивное ощущение закономерностей во взаимосвязях элементов, в согласии частей и целого, чувство меры, пропорций, гармонии.

Вдохновение, озарение, чутье и жесткая дисциплина - неразъемлемы в творческом акте.

Преподаватели Вхутемаса ведали о магической силе интуиции и знали при том, что на одной интуиции далеко не уедешь,- а потому как следует учили мастерству конструктивного построения. Реформа Сезанном основ художественного видения - фундамент искусства 20 века. Данный им пример строгой конструктивности был передан по эстафете воспитанникам Вхутемаса их учителями - бывшими бубнововалстцами, русскими сезаннистами. Щукин принял эстафету из рук Кои-чаловского, а далее действовал, как и во всем, по-своему. Начнем с того, что он никогда (в чем мы имели уже возможность убедиться) не пытался конструкцию завуалировать, ибо постиг, что конструкция не есть голый остов, расцвеченный декором образности. Она так же содержательна и образна, как содержательна и конструктивно оправдана любая образная деталь на полотне. Она рождена чувством ритма, времени, пространства и, в свою очередь, рождает ощущение пульсации ритма, течения времени, протяженности пространства.


<<< Горизонтальная ось

Ошеломленные эффектным зрелищем >>>

<<<Оглавление>>>